14 ноября 2019 года в Минске начала работу VIII ежегодная международная конференция ЕАОКО. Международная конференция Евразийской Ассоциации оценки качества образования организована совместно с Министерством образования Республики Беларусь и научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь.

Конференция проводится в рамках мероприятий проекта «Модернизация системы образования Республики Беларусь» и при поддержке Российской программы содействия образованию в целях развития READ (Russia Education Aid for Development), реализуемых Всемирным банком.

Теплыми приветственными словами открыла VIII ежегодную международную конференцию ЕАОКО первый заместитель Министра образования Республики Беларусь Ирина Анатольевна Старовойтова. В своем выступлении Ирина Анатольевна подчеркнула актуальность и значимость определения стратегических направлений развития качества образования в нашей стране. Много добрых пожеланий было сказано ею в адрес гостей и участников конференции.

С приветственными обращениями выступили руководитель офиса Всемирного Банка в Республике Беларусь Алекс Кремер, Президент ЕАОКО Виктор Александрович Болотов, руководитель программы READ в России Тигран Гамлетович Шмис. Выступающие пожелали всем присутствующим плодотворной и конструктивной работы на сессиях.

 

Программа первого дня мероприятия предусматривала работу четырех пленумов: «Оценка качества образования на национальном и международном уровне», «Оценка качества образования в регионе, городе, муниципалитете», «Оценка навыков XXI века», «Оценка образовательной среды», сессий и мастер-классов.

Одним из главных вопросов для активного обсуждения, по мнению участников конференции, является вопрос об определении плана работ на 2020 г.

Докладом «Оценка функциональной грамотности учащихся основной школы (с использованием методологии международных сравнительных исследований качества образования)» открыла работу сессии № 1 Галина Сергеевна Ковалева (Институт стратегии развития образования Российской академии образования). Докладчик рассказала о переменах в образовании, связанных с изменением запроса на качество общего образования, и о механизмах повышения качества общего образования в России. Галина Сергеевна акцентировала внимание на необходимости обновления учебных и методических материалов, разработки содержательной и критериальной основы совершенствования и оценки качества образования. Особое место в докладе было уделено описанию механизмов эффективного проведения мониторинга формирования функциональной грамотности, рассмотрению специфики заданий и основных критериев их отбора для формирования и оценки функциональной грамотности. Также Г. С. Ковалева рассказала об особенностях проведения «мягкого» мониторинга, его основных положениях, принципах, структуре.

Валентина Васильевна Гинчук (Национальный институт образования) выступила с докладом «Оценивание в классе: опыт Республики Беларусь». В докладе были освещены вопросы, касающиеся текущей, промежуточной и итоговой аттестации учащихся, нормативных документов, регламентирующих оценивание в классе. Живой интерес участников конференции вызвало ознакомление с нормами оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебным предметам, со спецификой безотметочного обучения и способами использования результатов оценивания в классе.

С внутриклассным оцениванием в Кыргызстане участников мероприятия ознакомила Сауле Аскаровна Хамзина (Кыргызский государственный университет им. И. Арабаева). Сауле Аскаровна рассказала о достижениях и проблемах формативного оценивания. Она поделилась опытом работы над созданием ориентировочной модели оценивания индивидуальных образовательных достижений, описала действующий ГОС – 2014 и поделилась впечатлениями о проекте концепции оценки качества образования (2019–2030).

Наталья Владимировна Тюрина (Международное информационное агентство «Россия сегодня») рассказала об управлении системой образования на основе больших данных. Докладчик отметила новые возможности и вызовы для международных практик, ознакомила с основными предметами исследования и оценки качества образования за последние 18 лет, рассказала о работе с зонами возникновения и развития «типичных ошибок». Наталья Владимировна уделила внимание проблемам, особенно волнующим экспертов в области развития качества образования: каковы векторы развития систем подготовки учителей и администраторов, специалистов в области оценки качества образования.

Участники мероприятия обсудили широкий спектр актуальных вопросов. Особое внимание акцентировалось на таких ключевых позициях, как:

«Использование результатов оценочных процедур для управления региональной системой образования» (Б. В. Илюхин / Томский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования);

«Возможности и ограничения кластерного анализа в региональной системе оценки качества образования» (А. С. Пронин, И. А. Богданова / Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий);

«Система оценки качества образования в городском округе Электросталь» (Е. И. Митькина / Управление образования Администрации городского округа Электросталь Московской области) и др.

Сессия № 3, модератором которой был В. А. Болотов, включала работу мастер-классов, где выступили И. В. Брун / Институт образования НИУ ВШЭ / «Современные технологии измерения сложных конструктов»; М. С. Добрякова / Институт образования НИУ ВШЭ / «Универсальные компетентности и новая грамотность: что включать в список и как уместить в учебный план»; А. Г. Багдасарян / Центр оценки и тестирования при Правительстве Республики Армения / «О методе тестирования, преимущества и ограничения применения».

Тезисы, прозвучавшие в выступлениях Т. Г. Шмиса (Всемирный Банк), Т. А. Мерцаловой и С. И. Заир-Бека (Институт образования НИУ ВШЭ), И  Б. Шияна, И. А. Виноградовой, Е. В. Ивановой, О. В. Нестеровой (Московский городской педагогический университет), в разных ракурсах затрагивались в ходе последующих обсуждений.

 

Особое внимание гостей и участников конференции было обращено на необходимость дальнейшего активного сотрудничества по проблемам оценки качества образования.

 

Подробно ознакомиться с презентациями участников Международной конференции ЕАОКО можно здесь.

 

Виртуальный фотоальбом VIII ежегодной международной конференции Евразийской Ассоциации оценки качества образования размещен здесь.

 

 

НИО